Piccy.info - Free Image Hosting

Стивена Спилберга мы знаем в основном как мастера демонстрации фантастических чудес и эмоциональной драмы, а сейчас, к огромному сожалению, всё больше и больше - как попсового блокбастермейкера. "Дуэль" открывает нам другую сторону голливудского кинолидера и представляет его в ипостаси гениальнейшего триллермейкера, мастера нагонять страх и саспенс. Для меня Спилберг в этой роли ранее был известен лишь по эпохальным "Челюстям". Немного нехотя я взялся за просмотр его первого полнометражного фильма, но по ходу просмотра с удовольствием обнаружил, что давно не испытывал при просмотре фильма такой эмоциональной встряски, что давненько происходящее на экране не захватывало меня столь сильно.

"Дуэль" - отличнейший фильм, который будет оставаться таковым вне зависимости от того, с какой стороны к нему подходить. Сценарий отличный и оригинальный (теперь надо будет оригинальный рассказ почитать), пусть и с классической фабулой: герой изолирован от внешнего мира и борется с преследующим его злом, но, в отличие от большинства минималистских триллеров, этот - вовсе не камерный и герой здесь изолирован не классическим способом, а иначе - он изолирован прямо на пустынной дороге, в своём автомобиле, где ему некуда деться от таинственного водителя старого бензовоза. Конечно, герой часто ведёт себя по-идиотски, но вполне в рамках киношных условностей, и к тому же его поведение логично списать на стресс и панику. Ведь что было бы с Вами, окажись Вы в ТАКОЙ ситуации? На ура идёт постепенно нарастающее напряжение и бешеный темп, контрастирующие с вполне спокойным началом фильма. Особо этому способствует обилие резких сюжетных поворотов, так хорошо вписанные, что назвать их "роялями в кустах" язык не поворачивается.

Музыкальное сопровождение, очень похожее на темы к хичкоковским фильмам, тоже способствует контрасту со спокойным началом, когда музыка если и была, то, главным образом, исходила из радиоприёмника в "Плэймоуте" главгероя. Планы, выдаваемые оператором, когда камера фокусируется на деталях, а то и спотыкается об кочки вместе с машиной, прекрасно способствует погружению в фильм.

Ну и режиссёр, конечно, невероятно преуспел в создании захватывающей атмосфере и эксперименту с трюками, которые он в дальнейшем будет использовать в "Челюстях". Особенно явные ассоциации с "Челюстями" возникают в сцене, где главгерой тормозит старичков, а бензовоз даёт задний ход. Да и при желании режиссёрские приёмы, использованные в "Дуэли", можно углядеть и в поздних работах Спилберга. Например, отражающийся в зеркале заднего вида тягач-преследователь заставляет вспомнить момент в "Парке юрского периода", где тираннозавр гонится за джипом:D Ну и моменты, в которых фильм устойчиво фокусируется на деталях, тоже оставляет широкую возможность для ассоциаций с другими спилберговскими фильмами.

И теперь, лично для меня, первый фильм Спилберга - это лучший фильм Спилберга. Жаль, что во второй раз его уже не посмотришь так же, как и в первый.

@темы: триллер, Спилберг